Процессы в бигтехе!
Что делать дизайнеру?

Это статья-гайд, как пройти путь с 0 до уровня Senior, основанная на моем личном опыте и опыте моих студентов.
  • Артур Кузьмин, Lead Product Designer

    Работал в JetBrains, Avito, YClients. Еще с ВТБ, Газпром, Хоум Кредит, БКС, Росбанком. Преподаю с 2021 года.
Ради чего напрягаться: зарплаты Junior, Middle, Senior

Чтобы стать Junior в большой компании, вы должны иметь навыки уровня Middle.
Джуниор переводится как «Младший». То есть младший специалист из тех, что имеются в конкретной компании. В больших компаниях сильные дизайнеры, поэтому самые младшие, кого они готовы брать, это Middle из компаний поменьше.

Когда я был джуном, я не знал, что дизайнерам могут платить так много, потому что в дорогих вакансиях не принято указывать зарплату. Необязательно учиться программировать, чтобы много зарабатывать.


Как понять, какой у меня грейд

С этим все сложно, потому что не существует единой системы оценки грейдов, каждая компания оценивает по-своему.
Менеджеру плевать на ваш грейд, он может его даже не знать. Вас нанимают решать задачи, простые и сложные. Не можете выполнить задачу самостоятельно целиком? Кому-то (менеджеру или другому дизайнеру) придется делать ее сложные части за вас.

Все хотят работать с автономным дизайнером, который все будет делать сам (синьором). Поэтому на любой грейд собеседуют как на синьора. Джуны и синьоры делают одно и то же тестовое, просто при оценке навыков делают скидку на то, сколько вам будут платить.
Самое важное ­– это не грейд, а навыки, которые нужны, чтобы делать задачи.

Какие навыки нужны, чтобы стать Junior, Middle, Senior?

Может просто посмотреть требования в вакансиях?
HR не разбираются в дизайне, копируют друг у друга описание вакансий, навыки описывают общими фразами, менеджеры пишут навыки с большим запасом.
План с 0 до 300k

Боюсь, не дам вам волшебную таблетку, но расскажу, как очень сильно срезать путь. Максимальная зарплата в РФ, которую мне удавалось получить – 300 на руки. В тот момент у меня было 3 года опыта, а рядом со мной были люди с 20 годами опыта с такой же зарплатой.

Безусловно, эти коллеги были намного искуснее меня в нюансах, но кого это волнует, если мы решаем одни и те же задачи, и платят нам одинаково.
Существует конкретный список навыков и уровень владения ими, которые необходимы для решения задач. Если дорастешь до них, тебя называют синьором.
Такой карьерный план выполнил сам и теперь предлагаю студентам.
Отрезки могут немного меняться, но если будете меньше года работать на одном месте, то к вам возникнут вопросы.

  1. Первый год работать на основной работе и брать фрилансы для портфолио
  2. Устроиться за 100к на первую работу в продукт
  3. Продолжать учиться и каждый год менять работу. Каждый раз просить +100 тысяч, потому что на одном месте вам так зарплату не поднимут
И, кажется, мы подошли к самой важной части — что надо уметь для каждого грейда.

Что нужно уметь, чтобы получить новую работу или повышение

Первое, что надо научиться делать — проходить собеседования. Для каждого грейда требуются разные навыки, хард скиллс (UI, UX, Product Manegment)
Пример хорошего оформления дизайн ревью
1. Получить приглашения на собесы
Очень важно понимать: большинство нанимающих судят не по тому, насколько хорошо вы можете делать дизайн, а по тому, насколько хорошо вы можете рассказать и показать, как вы делаете дизайн.
Здесь работает навык продажи себя. Нужны резюме, портфолио и кейсы, составленные по определенной структуре. Найм работает по правилам интернет-маркетинга. Чем выше зарплата, тем выше требования к материалам. Есть определенные стоп-слова, например, HR не любят тех, кто работал на фрилансе.

2. Устное собеседование — продай ручку
В процессе общения наниматели пытаются прощупать, как ты общаешься и что умеешь делать.

Ты свой или чужой? Тру или не тру? Какими терминами говоришь, на кого подписан. Если нет опыта в продукте, не работали в большой компании, язык выдаст вас на первых минутах.

Как реагируешь на критику, могут быть дурацкие ловушки и стресс-тесты. Уверен ли в себе, умеешь ли отстаивать свое мнение? Лучшие собеседования – это где просто болтают о жизни и работе, а потом дают тестовые задания.
По совокупности факторов оценивают «химию», комфортно ли с тобой общаться.

3. Тестовые задания — это искаженная реальность
Хард скиллс — проверка дизайнерских навыков с помощью тестового задания. Процесс выполнения тестового вообще не похож на обычный рабочий процесс. Нет обратной связи в процессе работы, в каких-то компаниях нельзя задавать вопросы, в других наоборот.

Наниматели на собеседованиях ведут себя неестественно: все в 10 раз суровее, чем на работе, придираются к несущественным деталям. Как будто это поможет им что-то о вас понять. HR могут пытаться сбить зарплату на основании ошибок в тестовом.

Могут быть просто странные задания, не связанные с дизайном, например, какой-то казах из стартапа Noomera (геосоциальная сеть) предлагал мне описать алгоритм работы лифта в многоэтажном доме. Я сидел на форуме лифтовиков, прочитал книгу, отправил задание, а мне даже не ответили. До сих пор интересно, че там не так 🤔. Не советую тратить время на странные тестовые.

4. На испытательном сроке мало кого увольняют
Самое главное ­– это попасть на работу, внутри уже намного легче. Вас уволят, только если вы совсем профнепригодны, не понравитесь начальнику или очень сильно накосячите.

Но если удалось попасть на работу, которой ты явно не соответствуешь, у меня есть послекурсовая поддержка, куда можно принести на разбор задачу, с которой ты застрял.
Какие навыки качать сейчас, чтобы выйти на определенный грейд

Сидишь, листаешь ленту: 7 секретов композиции, 10 правил типографики, 5 советов, как сделать хороший поиск. Каша в голове, непонятно, за что хвататься.
Абсолютно все школы пишут о том, что вы должны научиться UX, исследованиям, тестам, гипотезам, как повлиять на метрики.

Студенты уверены, чтобы получить работу, необходимо учить UX. Кажется логичным, чтобы стать продуктовым дизайнером, нужно изучать продуктовый дизайн.

Расскажу вам историю. В первый год я работал в стартапе и на фрилансе. Рискнул сходить на собеседование в Skyeng на 200.

Мне дали тестовое, за пару дней я провел исследование, нарисовал схему, сделал CJM, нарисовал экраны. Дизайн-лид, который проверял мое задание, мельком посмотрел на схемки, прочитал описание и начал внимательно изучать макет. Спрашивал, почему я сделал отступы определенного размера, зачем нужна стрелка на кнопке, почему я выбрал определенные картинки.

Я не знал, что ему ответить, я нарисовал так, как казалось правильным, потому что так все рисуют. Мне сказали, что дизайн слабый, дали еще одну попытку переделать визуал.

Я постарался изо всех сил, переделал, и мне все равно отказали с фидбэком про слабый дизайн. Это стало поразительным открытием для меня.
Я жил в парадигме, если то, что ты нарисовал, поймут пользователи, и все будет работать, значит это крутой дизайн. Что главное – конверсия! Оказалось, в большом дизайне все совсем не так.

Прошло несколько лет, теперь я сам нанимаю дизайнеров и преподаю. Студентка приносит на ревью свое портфолио и резюме. Читаю первые строчки.
«Я – думающий дизайнер: не просто рисую картинки, а влияю на бизнес»
Ок. Дальше в портфолио учебный кейс: умный холодильник, который сам заказывает еду. Смотрю макеты — несколько экранов мобильного приложения и довольно посредственный UI.

Я вздохнул и спросил:
— Как холодильник понимает, сколько чего нужно заказать?
Ну это нейросеть будет определять.
— Как нейросеть будет определять? (До chatgpt еще 2 года)
— Ээээ

И вот вы приходите устраиваться на работу после курсов, смутно представляя, как работает бизнес, процесс разработки, технологии… И думаете, что вам дадут строить гипотезы, по которым будет работать вся команда. Дадут порулить продуктовой разработкой с общей ЗП 3-5 миллионов в месяц.

Нет. Рулить будут опытные продакты, старшие дизайнеры, основатели. В первый год в продукте ваша задача — быстро и красиво рисовать то, что придумали другие люди, и решать мелкие юзабилити проблемы. А если вы попали в большой продукт, там будет отдел ресерча, который делает исследования.

UX и продуктовым штукам можно научиться на работе, но вот учить рисовать вас там никто не будет. Все лиды — крутые дизайнеры, но мало кто из них умеет учить дизайну, это отдельный навык.
В вакансиях не пишут, что надо уметь круто рисовать. Получается, вы вообще не попадаете в навыки, которые от вас требуются, потому что в вакансии написано совершенно другое.
Требования к опыту на джуна
Нужен один хороший интерфейс с приличным чистым UI и развесистым UX. Нарезать из него несколько кейсов с описанием, как вы разрабатывали эти фичи, схемки, подробное честное описание с вариантами и переделками. Этого уже достаточно, чтобы устроиться в маленький продукт или в агентство. Если будет кейс с исследованием, можно просить больше денег.

Требования к опыту на миддла
Все то же самое, но еще более крутой UI, плюс нужно пару кейсов, как ваш дизайн повлиял на показатели продукта с цифрами и скринами, нужно показать, что вы проводили тесты.

Требования к опыту на синьора
Бывает, что всего уже достаточно, просто не хватает уверенности, и просто нужно подтверждение, что все ок. Но встречаются и “синьоры”, которые до миддлов еле дотягивают.
Ко мне пришел человек с уверенными UX навыками, работал несколько лет в стартапе. Делал тестовое задание в Райф на синьора, UX ему одобрили, но макет сразу забраковали. Почему так? Для уровня Senior нужно понимание тонких нюансов, чувство баланса, композиции, одного UX становится недостаточно. На консультации мы потратили 5 часов, чтобы полностью переделать все его экраны, после чего он прошел на миддла на 220.
В корпорации очень важна глубина и внимание к деталям. Нужно вылизывать и уметь обосновать буквально каждый пиксель, каждый цвет, каждый размер шрифта.
У продуктов корпораций огромная посещаемость. Я работал в продукте, которым пользовалось 70 млн человек в месяц. Это накладывает большую ответственность. Из-за этого все трясутся: любой косяк в UI и UX может вызвать небольшое снижение конверсии, которое сразу роняет метрики, а от них зависят зарплаты ваших начальников и их начальников.
Чтобы стать синьором в корпорации, вы должны показать себя с разных сторон, иметь очень сильный UI, показать, что понимаете бизнес, знаете продуктовые процессы, не делаете то, чего можно не делать (то есть быть еще и продактом).